Первое - осмотр. Рекомендуется ежедневно проверять уровень жидкости в радиаторе или расширительном бачке, чтобы вовремя заметить и исправить возникающие дефекты. Во многих радиаторах есть отметки MIN-MAX: уровень охлаждающей жидкости должен находиться между ними. Если такие отметки отсутствуют, следует ориентироваться на уровень заливной горловины: верхняя граница жидкости должна быть на 1,5-2 см ниже.
При заполнении системы смесью антифриза и воды есть важные правила. Объем заливаемого антифриза должен составлять на 6-7% меньше, чем объем воды, поскольку при работе двигателя он расширяется сильнее. В случае испарения антифриза нужно добавить воды, а если произошла утечка – антифриз.
Также в ежедневный осмотр входит проверка утечек. В норме их быть не должно.
ТО-1. Первый этап обслуживания системы охлаждения включает в себя проверку утечек во всех ее частях. При наличии их нужно устранить. Следующий шаг – смазка подшипников, обеспечивающих работу водяного насоса, если по графику смазки это пора сделать. К этому этапу стоит подходить с осторожностью: избыток смазки может сместить сальниковые устройства.
ТО- 2. Второй этап начинается с проверки герметичности. При ее нарушении это нужно исправить. Затем по плану проводится диагностика радиатора: креплений облицовки и жалюзи. Далее оценивается состояние водяного насоса и его креплений, натяжение ремня в приводе радиатора. Если это нужно, натяжение регулируют, крепления подтягивают. Также проверяют крепления вентилятора. По графику смазывают подшипники, обеспечивающие работу насоса водяного типа. Проводят диагностику системы отопления: функционирование, герметичность, работа жалюзи. Для этого рукоятку пластины выводят до упора вперед – жалюзи при этом должны полностью открыться. При возвращении рукоятки на себя жалюзи в норме плавно закрываются. Если жалюзи исправны, переходят к следующему шагу: проверка паровоздушного клапана, затем очистка радиатора с обеих сторон от попавших в него пыли и грязи.
Систему охлаждения нужно промывать два раза в год. Во время промывки рекомендуется также проверять состояние чехла утепления зимой и прочность его фиксации. Для подготовки автомобиля к использованию в холода нужно дополнительно проверять функционирование пускового подогревателя и прочих механизмов запуска двигателя. Перед эксплуатацией автомобиля все обнаруженные неисправности необходимо устранить.
При стабильной работе систем ОЖ надо заменять раз в пару лет, либо каждые 45.000 км пробега машины.
Однако в некоторых ситуациях возникает потребность замены антифриза раньше срока. Этому виной служит следующее: жидкость выработала свой ресурс. Из-за этого она больше не охлаждает мотор, и кроме того, может вызвать неисправности в ее работе.
Почему это происходит? Дело в том, что антифриз со временем изнашивается и больше не способен обеспечивать защиту ДВС от повышенных температур, обеспечивая его стабильное функционирование, и предотвращать появление коррозии на элементах мотора.
Чтобы этого не допустить и как можно раньше диагностировать необходимость замены жидкости, существуют разные способы, как сложные приборы, так и доступные обычным автовладельцам приспособления. Например, тест-полоски – они могут показать кислотность жидкости. Для проверки нужно опустить такую полоску в антифриз на несколько секунд, затем подождать около минуты, пока она как следует просохнет, и сверить проступившие цвета с цветовой шкалой на упаковке.
На полоске проявляются три индикатора. Первый, находящийся дальше всего от ручки, будет показывать концентрацию примесей в ОЖ. Если этот параметр ниже 50%, то антифриз пора менять.
Второй индикатор позволяет определить щелочное число жидкости. Если цвет лежит в границах между 6.6 и 10.1, то можно не волноваться: антифриз спокойно прослужит до плановой замены.
Однако немаловажен и третий индикатор: pH или кислотность. Если его значение в промежутке между 6.5 и 9, то ОЖ может служить дальше. При любых отклонениях в большую или меньшую сторону от нормального промежутка жидкость нужно заменить.
Немного антифриза необходимо перелить в прозрачную емкость, а затем оценить его состояние. В норме ОЖ должна быть прозрачной, своего специфического цвета. Появление мутности, белесого или красноватого оттенка, инородных вкраплений, пены и т.д. является показателем изношенности жидкости. Ее необходимо заменить. При появлении красного цвета также рекомендуется проверить систему охлаждения – такой цвет ОЖ придает ржавчина, которая может быть показателем коррозии.
В заключение добавим, что срок службы охлаждающей жидкости практически всегда прямо пропорционален ее качеству, поэтому не стоит экономить на этой составляющей – в противном случае под угрозой поломки оказываются мотор, система охлаждения и другие компоненты, которые с ними связаны.
Автор статьи
ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик