WhatsApp



Общая информация о ВОМ

Вал системы отбора мощности (ВОМ) в тракторах, например в модификации МТЗ 82, предназначен для запуска процессов движения подвесного сельскохозяйственного оборудования. Это механическое устройство позволяет достаточно сильно расширить возможности применения белорусских тракторов.

Размещенный наиболее часто в задней части трактора (ВОМ), может крепиться также и сбоку. Основу механического устройства вала системы отбора мощности на тракторе МТЗ 82 составляют детали, перечисленные ниже:
  • Независимый редуктор, в котором действуют два типа скоростей.
  • Редуктор с планетарным типом передачи (обычно установленный в кожухе, рядом с механизмом заднего моста).
  • Переключатель, с помощью которого можно изменить тип привода.

Подробный состав механизма ВОМ (в том числе для МТЗ 82) изображается на рисунке.

Механизма ВОМ

1. пружинный механизм внутри стакана
2. стакан вала
3. тяга вала
4. контровая гайка
5. болт (предназначение: упирающий)
6. управляющий валом рычаг
7. болт (предназначение: стопорящий)
8. гайка
9. управляющий вал механизма
10, 11. винт (регулирующий)
12, 14. тормозящая лента (2 шт.)
13. барабанный механизм
15. вал механизма
16, 18. сателлит и его ось
17. эпицикл (шестерёнка коронная)
19. шестерёнка солнечная
20. водило, состоящее в сборе совместно с барабаном тормоза
21. вал эпицикла (шестерёнки коронной)
22. муфта, переключающая приводные устройства
23. ролик
24. кольцевой стопор
25. хвостовик, который можно менять


Разновидности ВОМ для МТЗ 82

Вал системы отбора мощности бывает двух типов: зависимый (так называемый синхронный) и противоположно - независимый. Для первой разновидности движение вала происходит синхронно с движением непосредственно трактора, это происходит из-за того, что он соединяется с главной шестерней (такая шестеренка установлена внутри коробки передач, на ступени редукторного механизма).

Вал независимого типа подключается к двигателю через систему с маховиком и полностью повторяет количество его поворотов. Кроме всего прочего независимый тип механизма позволяет активировать движение ВОМ независимо от того движется трактор или нет (т.е. даже если двигатель находится в режиме холостого хода).

Скоростной режим ВОМ независимого типа

У приводной системы ВОМ независимого типа возможны два скоростных режима: 540 об.\мин. и 1 тыс. об.\мин. (учитывая, что в механизме двигателя держится уровень частоты оборотов от 2,1 тыс. об.\мин.).

Скоростной режим ВОМ синхронного типа

Для приводной системы вала синхронного типа используется система подключения без дополнительных звеньев - сразу к шестеренке редуктора КПП, которая крепится на 2й ступени. Эта особенность позволяет фиксировать скорость поворотов вала вокруг оси до 3,5 оборота\метр при условии движения техники.

Неполадки в функционировании ВОМ для модификации МТЗ 82

Для приводной системы вала синхронного типа используется система подключения без дополнительных звеньев - сразу к шестеренке редуктора КПП, которая крепится на 2й ступени. Эта особенность позволяет фиксировать скорость поворотов вала вокруг оси до 3,5 оборота\метр при условии движения техники.

Среди поломок ВОМ выделяют, как самые распространенные, следующие сбои:
  • Вал начинает пробуксовывать.
  • Ломается рычаг системы управления, при этом он заметно противодействует усилиям и ограничен в движении задней или передней зонами управляющего системой пульта.
  • Сбой происходит в рабочем режиме вала, когда его нейтральное состояние приходится переключать.
  • На управляющий рычаг нужно воздействие свыше 150Н, то есть требуется больше усилий на переключение между режимами.

В случае, когда обнаружена поломка, для начала нужно провести наружную (подготавливающую) регулировку. Однако, если возникает потребность в серьезном ремонте, должна проводится регулировка полностью всего блока управления или регулирование сцепляющей муфты. Для экстренных случаев, если неполадки устранить не удалось, основным решением является замена в ВОМ лент системы торможения и установка новых запчастей на место износившихся.

Специфика регулировки ВОМ для МТЗ 82

Чаще прочих у тракторов марки МТЗ 82 встречается поломка в виде «пробуксовки». Для починки вала потребуется несколько этапов: регулировки расстояния от одной до другой ленты тормозов системы ВОМ и внешней подрегулировки.

sistema-tormozov-vom

Подготовительный этап регулировки ВОМ

Порядок действий во время подготовительного этапа регулировки не сложный, но имеет свои специфические параметры и изменяется по ходу ремонтного процесса. Основные этапы перечислены ниже.

  1. Для начала процесса регулировки в нейтральное состояние устанавливается рычаг управления. Когда рычаг переключен, его фиксируют специальным стрежнем (примерный диаметр - 8 мм).
  2. Далее с ВОМа, требуется снять плиту, ограждающее крепление.
  3. На следующем этапе откручивается болт, а после с торца эксцентриковой оси можно убрать опорную пластину. Чтобы проворачивать ось, под рукой стоит иметь ключ примерной размерности "на 13", а вращение оси выполняется путем движения по часовой стрелке. Остановить поворот можно, когда совпадут пустые пространства между лентой, тормозящей механизм, и барабаном.

  4. Остановить ось в конкретный период вращения не получится, когда происходит очень серьёзное превышение лимита запаса регулировки, (ось, называемая эксцентриковой, в таком состоянии занимает положение совсем близко к левому краю). С наступлением этих условий ось необходимо поворачивать сначала в сторону противоположную движению стрелки в часах, а после, когда зазоры совпадут, уже переходить к пунктам регулировки, которые описаны далее.

  5. Стопорной болт в следующем шаге нужно использовать, чтобы поставить пластину и исключить из рычага фиксирующий стержень. При правильной последовательности действий на этапе подготовительной регулировки рычаг будет находиться в таком положении, что пазы ПУ будут на расстоянии порядка 30 мм, а рычаг будет проходить нейтраль. При выходе положения рычага из нейтрали, будет слышен специфический щелчок.


Основная регулировка (ремонт системы ВОМ на МТЗ 82)

При возникновении ситуаций, когда ВОМ полностью ломается или частично диагностируются дефекты (это происходит, например, когда плановый период эксплуатации завершился), наступает необходимость основательной регулировки механизма. Этот формат регулировки проводят в соответствии с пунктами ниже:

  1. Ось эксцентрического типа фиксируется обязательно в крайне правой зоне смещения, специальной закрепляющей пластиной и также болтом.
  2. На следующем этапе необходимо выполнить повторный перевод в нейтральное состояние управляющего системой рычага.
  3. Далее, когда закручены регулирующие винты (10 Н*м), их необходимо припустить на пару поворотов ключа. Вместе с вкручиванием в рычаг болта регулирующего типа на 32-35 мм, его закрепляют контрогайкой.
  4. В завершение из конструкции рычага, управляющего системой и заднего моста вытаскивается вспомогательный стержень.


Ремонт рычага управления ВОМ

Когда возникает ещё одна из проблемных ситуаций с ВОМ и управляющим валом рычаг стопорится, что влечёт за собой появление трудностей с переключением рабочих режимов. Основной причиной поломки можно считать неисправность в механизме системы усиления, ухудшение состояния кулачковой муфты, но для ясного видения проблемы потребуется разбор вала.

При разборке механизма стоит соблюдать требования безопасности и шаг за шагом следовать описанной далее технологии.

  1. Первым делом рычаг, который управляет, системой ВОМ, нужно передвинуть в положение, когда смещаются до полного совпадения зазоров в вале переключения режимов и механизме заднего моста.
  2. Контргайка отпускается, а регулирующий конструкцию болт докручивается до полного упора в рычаг изменения режимов вала; стопорящий болт при этом закручивается до полного упора в стакан.
  3. В состоянии, когда проверена фиксация, механизм стакана снимается в сборном виде и далее его подвергают зажатию под прессом, чтобы выкрутить болт. Все износившиеся и поломанные механические запчасти также нужно заменить.

При выполнении ремонтных работ важно обеспечить безопасное состояние разбора системы, ведь пружинный механизм в сборном виде сжат с применением усилия не менее 2000 Н. В ремонтных работах необходимо обращать особое внимание на то, чтобы на этапах выкручивания зажимов, стакан находился с ними в связке до тех пор, пока не произойдёт достижение полностью разжатого состояния пружины.

rychaga-upravleniya-vom

Регулирование прочих поломок ВОМ на МТЗ 82

Еще несколько возможных поломок ВОМ: их типичные признаки и способы проведения ремонтных работ указаны ниже.

  1. Если возникают шумящие звуки, которые усиливаются в ходе процесса роста значений крутящего момента, или появляются следы тракторных масел на корпусе, скрывающем механические соединения, стоит внимательнее просмотреть на манжеты – возможно, в них появились повреждения. Ведь подобная неисправность может происходить в связи с тем, что шлицы ВОМа изнашиваются и приходят в негодность части механической конструкции редуктора с планетарным типом устройства. Чтобы отремонтировать ВОМ, его демонтируют с трактора и, в начале проверки проводят диагностику состояния его технических характеристик, помещая его крышку в тиски. Последовательно, выполняя прокручивание хвостовика в поисках поврежденных зубцов в шестеренках, вручную определяют, как хвостовик механизма ВОМ двигается и поворачивается в подшипниках. Если найдены сколы на зубьях, значительные смещения или в некоторые моменты вал "заедает", его подвергают полному разбору и обновляют поломанные запчасти на нормально функционирующие.
  2. Подсказать о проблемах в соединениях шлицов может ситуация, когда ВОМ функционирует с резкими рывками и нарушается стабильность работы. Возможно, в данном случае шестеренка совершает излишне свободные движения при взаимодействии с основанием, из-за того, что в ней истерлись зубья. Для диагностики проблемы и регулирования работы нужно разобрать задний мост и отделить его от муфты, а далее измерить ширину зазоров: полная замена вала необходима, когда ширина зазора слишком велика.
  3. В ситуации, когда хвостовая часть ВОМ перемещается чрезмерно свободно, нужно проверить крепежные механизмы и затянуть гайки, которые ослабли. В некоторых случаях помочь может обновление резьбы.
  4. Если фиксируются такие проблемы, как снижение мощности работы двигателя, следует ремонтировать или менять полностью ленточную систему тормозов. Ремонт и изменение натяжения в системе лент тормоза и управляющего рычага выполняется поэтапно: снимается фиксирующий элемент люка регулировки, последовательно откручиваются болты, которые регулируют систему тормозных лент и потом производится их снятие и замена. Особенно внимательно стоит относиться когда из-под хвостовика происходит утечка масла – для замены потребуется отвернуть дополнительно манжет, убрать ленту системы торможения, а также усилить давление на водило и убрать кольцо, стопорящее механизм.

Вал системы отбора мощности в модификации МТЗ 82 вместе с механизмами и деталями тракторных систем, требует поддержки в рабочем состоянии с применением профилактической диагностики наиболее уязвимых узлов. Работы по техобслуживанию вала не только очень значительно позволят увеличить время его использования качественно и без опасностей для водителей, но и обеспечат максимальную производительность при использовании тракторов модификации МТЗ 82.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик