WhatsApp



Как понимать выражение «стуканул» двигатель

Звук заведенного мотора - это один из основных показателей исправной работы. Он должен быть одинаков на любых оборотах. Это ведет за собой отсутствие проблем с запуском и долгую работу всей системы в целом. Если при эксплуатации появляется любой другой звук или шум, то это свидетельствует о неполадках в работе двигателя. Эти звуки могут говорить о мелких поломках, которые не особо опасны для работы всего двигателя, но также могут свидетельствовать о сложных поломках. Если сложные поломки не устранить сразу, то в дальнейшем придется проводить капитальный ремонт всего двигателя или менять его на новый или снятый с другого авто. Поэтому при малейших изменениях в звуке работающего двигателя, стоит заглянуть внутрь и проверить все ли узлы исправны.

Мотор может начать издавать стучащие звуки по многим причинам: при повышенном износе приводов, при износе роликов, при неверно отрегулированных клапанах, при износе ГРМ или гидрокомпенсаторов. Бывает, что стук идет изнутри, из внутренней части мотора, это может говорить о неверной работе: шатунов, коленвала и других основных составляющих частей двигателя. Чтобы понять, почему это происходит, ниже разберемся подробнее в теме.

Причины, по которым движок может «стукануть»

Двигатель

Чтобы конкретнее разобраться в данном вопросе, необходимо понять, что же кроется под фразой «стуканул» двигатель. Такое выражение можно часто услышать от автолюбителей, но для обывателей эта фраза совсем не понятна. Итак, под такой интересной фразой профессиональные автомеханики прячут значительное изменение в звуке заведенного мотора. Этот звук говорит о неполадках и изменениях в работе систем двигателя и говорит о необходимости проверки, либо кап ремонта.

Иногда бывает, что начинающие автовладельцы неверно применяют данное определение и обозначают им любые посторонние звуки при работе авто. Но определение «стуканул» движок можно применить только к посторонним шумам из самого двигателя. К любым другим узлам авто его применять неверно, например к посторонним шумам при работе шкивов и навесном оборудовании. Поэтому определение «стуканул» движок не всегда употребляется правильно, а иногда и вовсе ошибочно.

Вне зависимости от того, на каком виде топлива работает двигатель авто, он состоит из многих частей и узлов. Внутри двигателя установлены системы ГРМ и другие, которые при работе создают звуки трения. Если с двигателем все в порядке, то он должен работать тихо и без посторонних шумов. Это будет означать, что мотор полностью работоспособен и не имеет неисправностей. А смазочная система хорошо выполняет свои функции.

Если при работе появляется звук похожий на трение металла или стук железа друг о друга, то это сигнал о том, что нужно немедленно прекратить работу двигателя и провести техническое обследование его узлов. Шумы могут быть разные, но в основном выделяют такие:
  • Стук слышен только на прогретом или только на заведенном двигателе (холодном);
  • При увеличении оборотов, или при их уменьшении появляются стуки;
  • Стуки слышны не всегда, а только периодично;
  • Громкий и глухой стук присутствует всегда при работе движка;
  • Стук становится сильнее или не меняет своей тональности на постоянной основе.

Но стоит помнить о том, что при большом пробеге в двигателе могут появиться шумы, которые не всегда свидетельствуют о поломке какой-либо составной части мотора. Их узлы уже подвержены износу и не могут обеспечить тихую работу, как у новых. Также при неверной эксплуатации, например при перегреве, может тоже появиться стучащий звук. На рынке авто деталей нередко попадается некачественное, а также поддельное моторное масло и его применение также ведет к возникновению шумов. Любое нарушение сроков замены расходных и смазочных материалов также ведет к возникновению неисправностей мотора, и как следствие к появлению стучащих звуков. Важно соблюдать рекомендуемый интервал замены масла и фильтров. Это позволит двигателю прослужить дольше.

Так ли опасно появление стучащих звуков в моторе

Любой стучащий шум из движка можно разделить на следующие типы:
  • Громкий и звонкий. Он свидетельствует о серьезной неисправности. При его возникновении следует немедленно заглушить мотор.
  • Тихий стук. Он возникает естественно при большом пробеге и сроке работы, поскольку части ДВС изнашиваются и неплотно стоят друг к другу, в отличие от новых агрегатов.


Бывает, что ошибочный выбор моторного масла также ведет к возникновению стуков. К каждому типу двигателя производители выпускают определенный вид масла и об этом важно знать. Если смазочный материал в движке служит уже долго, это также может быть одной из причин стучащих звуков, поскольку детали плохо смазываются, а трение усиливается. Это и приводит к появлению лишних шумов. Если клапана плохо отрегулированы, то и они могут издавать стучащий звук. Если агрегат не оборудован гидрокомпенсаторами, то регулировать клапана рекомендовано каждые 60 тысяч км пробега. При излишнем износе гидрокомпенсаторов они тоже начинают постукивать.

Грм

ГРМ также может быть причиной возникновения стучащих шумов. Стучать могут ролики как натяжные, так и направляющие, а также подшипник в ременном приводе. У моторов, в которых ГРМ с цепью, может постукивать как сама цепь, так и ее натяжитель.

Плохое воспламенение зажигательной смеси в двигателе также одна из причин возникновения стуков. На бензиновых двигателях этот процесс носит название дизелинг. При больших сроках выработки у частей двигателя, например коленвал, распредвал, клапана и другие, появляется естественный стук, который не мешает дальнейшей эксплуатации авто. Этот шум свидетельствует о больших сроках службы двигателя. Устранить причины стука иногда достаточно легко. Следует заменить изношенные детали на новые. Но иногда приходится производить капитальный ремонт или полную замену двигателя.

В каких случаях стучащий двигатель говорит о серьезных проблемах

Самыми частыми и самыми опасными местами появления стуков являются:
  1. Поршни
  2. Шатуны
  3. Коленвалы.

Для того, чтобы точно научиться определять из какой именно части мотора идет стук, необходимо детально изучить материалы о работе отдельных систем двигателя. Это позволит лучше разобраться в данном вопросе.

Любая поломка в двигателе, даже самая незначительная часто влечет за собой возникновение стучащих звуков. Такие звуки могут появиться после некачественного обслуживания двигателя авто и плохого затяжки болтов крепления головки шатуна и коленвала. Часто начинает стучать поршень. Обычно это происходит при холодном двигателе, но с прогревом он пропадает.

Самый распространенный стук - это стук коленчатого вала. Вал прикреплен с помощью специальных вкладышей - коренных и опорных. Если один из них проворачивается, то есть покидает свое начальное положение, то деталь приходит в движение вместе с валом. Это приводит к возникновению ударяющих звуков, и двигатель может заклинить, что влечет за собой серьезный ремонт и замену частей мотора.

Если опорный вкладыш неисправен, то ничего не ограничивает перемещения вала и возникает сильное биение. Такая поломка ведет к разрушению всего двигателя, поскольку разбивает ту часть, где установлен коленвал и деформирует его самого. Если при эксплуатации из мотора слышны металлические удары, то это может быть сигналом о том, что стучит коленвал. Если это так, то стоит немедленно заглушить двигатель. Если этого не сделать, то детали заклинивают и мотор приходит в негодность. Ремонту он уже не подлежит и придется полностью его заменять на новый. Если вовремя прекратить работу, то будет возможность починить мотор заменив только части: коленвал и вкладыши.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик