WhatsApp



Причины возникновения стука в двигателе

Двигатель авто — это сложный агрегат, собранный из большого количества отдельных узлов и деталей. Многие из них двигаются под нагрузкой и подвержены различным воздействиям. Любой движок имеет ограничение по сроку своей службы. Это означает, что его любая часть постепенно изнашивается и теряет первоначальные функции. По этой причине возникают стучащие шумы из двигателя, также увеличивается количество дыма и потребление масла, а также бензина во время активного использования оборудования. Эти шумы могут неожиданно возникнуть и повторяться от случая к случаю.

Многие неполадки, возникающие в процессе обычной работы двигателя, также приводят к возникновению странных звуков и на их появление не влияет возраст авто, застучать может и новый транспорт. Некоторые неисправности напрямую влекут за собой возникновение стуков, которые могут быть как на прогретом движке, так и на не достигшем рабочей t° движке.

На появление стучащих шумов иногда не зависит то, достиг ли мотор рабочей t°. Они могут возникать при разных режимах работы. Ниже разберемся какие же существуют причины возникновения шумов, а также места их возникновения.

Почему появляется шум в моторе

Начнем с того, что постукивать могут любые части ДВС, а также его составляющие части: помпы, генератор, ГУР, ГРМ. Из самого движка стучащий звук исходит при неполадках с поршнями, шатунными вкладышами, и другими частями.

Головка блока цилиндров

Частыми причинами стучащих шумов из мотора являются:
  1. Большое время службы моторного масла и его недостаток
  2. Перегрев двигателя
  3. Износ узлов двигателя.

Не всегда стучащие звуки из движка доносится постоянно. Важно определить то, пропадает ли он или постоянно беспокоит, и в каком состоянии из мотора становятся слышны стучащие шумы: как только машина завелась или уже немного поездила.

Иногда стуки из движка начинаются только тогда, когда рабочая температура не достигнута, а после повышения температуры стучащие звуки пропадают. Эти звуки бывают при изношенной гильзе цилиндра. А в таком случае получается зазор между самим поршнем и цилиндрической стенкой. Это становится причиной, по которой возникают неприятные звуки, которые после нагревания мотора исчезают. Это происходит поскольку цилиндр алюминиевый, а при нагревании он расширяется и размер зазора уменьшается, и соответственно, исчезает шум. Цепь ГРМ тоже может стать причиной стуков на непрогретом движке.

Иногда стучать может натяжитель ГРМ. Он гидравлический, а давление масла при начале работы мотора не всегда нужное. Натяжитель не полностью срабатывает и начинает постукивать, но после прогрева давление нормализуется и стук исчезает

Гидрокомпенсаторы имеют особенность постукивать на холодном движке. Это не является отклонением. Но, если стук беспокоит и после прогрева, то стоит сменить масло или промыть всю систему. Если после таких манипуляций стук не исчез, стоит произвести замену гидрокомпенсаторов.

Вышеперечисленные проблемы не слишком серьезные, но требуют к себе внимания. Если двигатель продолжает стучать и после прогрева, то это может быть сигналом о серьезных неполадках.

Коленвал и ЦПГ

Коленвал

Стук может исходить от коленвала или ЦПГ. Он возникает при большом износе двигателя и его составляющих. На холодную его бывает и не слышно. Это исходит из свойств масла, пока оно не прогрелось, то оно гуще и заполняет все зазоры. При нагреве вытекает и детали начинают тереться и издавать стуки.

При прогретом движке стук сигнализирует о повышении зазоров между коленвалом и вкладышами шатунных подшипников (при этой неполадке стуки больше похожи на скрежет металла) и возникает он как на прогретом, так и на движке, не достигшем рабочих температур.

Возникновение трещин в поршневой юбке или пальце - тоже причины возникновения стучащих шумов. Но, вне зависимости от вариантов возникновения, любые стуки требуют срочной проверки

Стучащие шумы

Часто при холостых оборотах, когда двигатель работает в холостую, также могут возникнуть стучащие шумы. Они не появляются из-за того, вышел ли агрегат на рабочую t°. При повышении числа оборотов такие стучащие шумы то возникают, то пропадают.

Это говорит о том, что детали цепляются между собой от вибрации работающего мотора. Такими деталями являются: шкивы, кожухи и крышки. Или же появились люфты у шкивов или шестеренок.

Из всего следует, что существует много причин появления стуков в двигателе и их важно устранять сразу после возникновения, чтобы потом не пришлось проводить капитальный ремонт всего двигателя. Попробуем получше разобраться в том, какие же самые распространенные причины шумов.

Стучащий звук из головки блока цилиндров

При возникновении стука из этого узла мотора, часто причиной являются клапанные крышки или гидрокомпенсаторы

Если причины в гидрокомпенсаторах, то их стоит промыть присадками или вовсе заменить, чтобы устранить стучащие шумы.

Если же причина в клапанах и их крышках, то стоит провести регулировку. Тогда стуки исчезнут.

Если после проведения вышеперечисленных мероприятий стук не исчез, то это может говорить о том, что пора менять кулачки вала распределительного типа

Зазор, появляющийся от толкателя и зоны для посадки, также служит появлению стучащих шумов. Если ГРМ цепное, то сама цепь также может служить местом возникновения стука. Но и при ременном ГРМ они тоже возникают, а причина в натяжном ролике.

Производить эксплуатацию двигателя с различными стуками изнутри не рекомендуется и бывает вовсе опасна, поскольку, образовавшиеся зазоры, нарушают герметичность камеры сгорания. Теряется мощность всего движка и все его части начинают изнашиваться с большой скоростью. Если зазоры слишком большие, то иногда вылетают шайбы регулировки, что становится причиной неисправности распредвала. При стуках из гидрокомпенсатора, большому износу подвергаются кулачки.

Стук из цилиндрических блоков

Возникновение стуков в этой части движка, особенно из нижнего уровня, участвуют на проблемы с КШМ. Это значит, что поломка значительна и серьезна и следует заглушить мотор, а после провести его осмотр. Если этого не сделать, коленвал придет в неисправность и придется его менять полностью или же весь двигатель.

При стуках, исходящих от шатунных вкладышей, продолжение работы мотора приведет к пробитию блока цилиндров и в дальнейшем придется менять весь мотор.

Если начали стучать шатунные шейки, то при нажатии на газ, он становится резче и больше похож на металлический. При такой неполадке давление масла падает и начинает гореть лампочка давления на приборной панели. Пониженное давление может привести к клину движка сразу после начала работы.

Шейки коленвала

Стучащие звуки могут исходить и от шеек коренного типа коленчатого вала. Звук стука небольшой, а мотор начинает немного вибрировать. Это происходит из-за износов коренных шеек и появления зазора между ними и блоком. Также пониженное давление в смазочной системе, тоже является причиной такой неисправности и ведет к задирам на валу.

При неисправности с шейкой вала, то авто до сервиса или гаража можно перегонять без эвакуатора, то есть своим ходом. Но, если проблемы в шатунном подшипнике, то нельзя эксплуатировать движок и его стоит сразу обслужить.

При появлении стуков из одного из поршней, то это может свидетельствовать об повышении зазора между цилиндром и поршнем или о повреждении гильзы, или самого поршня. Крепление поршня с шатуном, а также палец поршневого типа – всё это подвергаться старению. Палец выдвигается и начинает постукивать по стенам цилиндра. Причин несколько: плохая з апрессовка или вылетевший поршневой стопор.

Звуки из конструкции навесного типа в ДВС

Навесная конструкция движка тоже способна издавать стучащие звуки. Например, стук может исходить из помпы, стартера, генератора и других составляющих частей. Также стуки могут исходить и от коробки передач.

Неполадки после появления этих стучащих звуков проще выявить и устранить, чем неисправности самого движка. Чтобы проверить предположение о том, что стуки от навесного оборудования, необходимо снять ремень ГРМ и завести мотор. После этого оценить степень и уровень стучащего шума. Прокрутить все валы и шкивы на остановленном моторе, чтобы выявить не от них ли стук и посторонний шум.

Стучащий шум из движка может появиться вследствие многих, самых разных неполадок. Он появляется и исчезает, зависит от степени прогрева мотора, от износа его деталей.

Иногда, чтобы с точностью выявить причины стуков необходимо разобрать движок полностью и все его части, и при необходимости провести замену сломанных или изношенных деталей. Стоит не забывать о своевременном техническом обслуживании авто, чтобы избежать крупных неполадок.

Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик