За использование 4-х тактного цикла в моторе отвечает специальный механизм газораспределения. Именно от этой детали зависит
работоспособность всего транспорта в целом. ГРМ «посылает» воздух туда и обратно, когда камеру сгорания покидают выхлопные газы.
Малейшую неправильную работу мотора, мастера часто называют «чиханием» — это признак явной поломки в системе газораспределения.
Еще, как на сигналы для проверки стоит обратить внимание на:
- оттенок газов на выходе;
- мощность движка (в таком случае обычно снижается);
- работу с частыми перебоями;
- трудности в запуске двигателя.
Для предотвращения серьезных проблем с техникой не стоит пренебрегать обязательным ТО и регулировкой клапанов Т-40. В среднем, подобный осмотр и настройку нужно проводить после каждые 480 рабочих часов. С ней справиться не только специалист, но и человек, который имеет минимальное понимание принципов работы мотора.
Запуск движения происходит от коленвала, он передает вращение на распредвал. Из-за этого клапан цилиндра попадает под давление, и затем последний открывается. Под толкателем появляется кулачок, который затем возвращается на свое место. Для входа и выхода воздуха есть свои каналы.
В самих цилиндрах смешивается топливо вместе с воздухом (пропорции автоматически выверенные), что и дает старт двигателю и отвечает за его бесперебойную работоспособность на длительное время.
Если нет активного использования двигателя, то и срок службы может увеличиться. Но даже в таком случае важно проверять и избегать каких-либо дефектов в работе мотора.
Также во время ТО в обязательном порядке нужно проверить декомпрессор. Это механизм, который отвечает за старт мотора после долгого простоя, особенно когда на улице холодно, а трактор стоит там всю ночь или даже дольше. Кроме того, этот же элемент отвечает за быструю остановку в случае необходимости.
Эта деталь состоит из небольших механизмов, которые функционируют вместе, а именно набор рычагов, рейки, что соединены с валиком. Так во время движения один механизм запускает остальные.
В декомпрессоре важно проверять втулки на их износ, а также состояние коромысла. Если же с этих элементов все в порядке, тогда можно искать причину поломки в другом месте.
Эти детали, как и любые другие механизмы могут не только постепенно изнашиваться, но и резко выходить из строя. Все из-за того, что во время их работы, они немного расширяются в длине. А чтобы это компенсировать есть торец клапанного стержня и коромысла. Сама регулировка клапанов Т-40 не обходится использованием специального винта. Закручивая его, само плечо клапанного рычага приподнимается, а значит дистанция между деталями уменьшается. Важно, чтобы при выпуске зазор был больше, чем при впуске, поскольку в процессе будет проходить высокий нагрев. Идеально, если он составляет 0,3 мм.
Есть 4 основных части у двигателя, которые отвечают за его правильное функционирование:
- впуск;
- сжатие;
- рабочий ход;
- выпуск.
Ориентируясь на эти пункты, можно разобраться в том, как именно должен функционировать мотор и как его отрегулировать. Рабочий цикл включает в себя два поворота коленвала, а это обозначает, что каждый клапан успевает за этот короткий промежуток времени открывать и закрываться 3 000 раз в минуту. При этом поршень появляется в мертвых точках 6 000 раз.
Есть несколько ключевых моментов, которые важно учитывать при любых регулировочных работах. И одно из главных правил: четко соблюдать определенную последовательность действий. А именно:
- зажать поршень 1-ого цилиндра до максимума на сжатие, выполнить это можно, сместив метки верхней мертвой точки (ВМТ), сдвинув указатель на шкиве вентилятора, закрыв 2 клапана;
- отпустить контргайку, которая нужна для откручивания и закручивания винта и выставить правильное расстояние. Здесь очень пригодится специальный щуп (расстояние должно быть 0,3 мм);
- зажать обратно контргайку, вымерять величину зазора, повернуть штангу;
- сделать пол-оборота коленвалом, следуя в направлении часовой стрелки.
В такой работе важно соблюдать следующую последовательность: 1-3-4-2.
Всегда во всех регулировочных работах двигатель должен быть остывшим. Это важно, поскольку размер клапанов отличается в зависимости от температуры мотора, что будет сильно мешать в регулировке и дезориентировать. Выпускной клапан сильно удлиняется, если сравнивать его с впускным. Такие отличия, в свою очередь, приведут к тому, что во всех замерах могут быть серьезные несовпадения.
Если браться за такую работу впервые, стоит узнать побольше о самом процессе, разных нюансах и вероятных проблемах. К тому же важно приготовить гаечные ключи, которыми будет удобно поворачивать коленвал и сам щуп.
При регулировке нужно также проверить наличие смазки, состояние прокладок, самих клапанов. И если какие-то элементы вышли из строя (протерлись, износились) стоит задуматься об их замене.
Есть несколько самых распространенных проблем, которые могут быть в подобных механизмах. И проблема со стартом одна из них, вместе с избыточным выхлопом. И главным виновником этого считается то, что между клапаном и седлом нет нужной герметичности.
Чтобы это исправить необходимо проделать несколько простых манипуляций:
- снять головку;
- выровнять головку на специальном токарном станке.
Чтобы осуществить правильную регулировку, нужно проверить и саму систему зажигания. Она может быть бензинового или дизельного типов. Только в этой системе, нужна не регулировка, а изменение момента впрыска. Ведь в моторах, где используется дизельное топливо, существует вероятность воспламенения из-за избыточного давления (детонация).
Пытаясь провести самостоятельную регулировку клапанов Т-40, важно при себе иметь необходимый набор инструментов, специальную стеклянную трубку с диаметром 0,1-0,15 см.
Чтобы не допустить глобальных ошибок, можно ориентироваться и действовать по четкому плану:
- отключить трубку высокого давления от штуцера;
- прикрепить к нему трубку с монометром;
- развернуть коленвал до «Т» указателя, который находится на самой крышке. Он совпадает с «НДТ», который находится на шкиве коленвала;
- отключить заливную горловину;
- убрать элементы насоса, которые отвечают за его крепление;
- выставить рычаг в точку максимум, затем вывернуть регулировочную деталь топливного насоса;
- вылить все топливо;
- поставить валик насоса, завернуть болты (важно, чтобы щели на фланце совпадали с такими же на шестеренках);
- удостовериться в том, что система работает.
Такая инструкция поможет максимально правильно провести настройку впрыска. Но здесь важно после каждой регулировки проверять работу системы. К тому же бывает, что регулировка может сместиться без должного внимания во время процесса закручивания болтов.
Какая бы работа с мотором или любым другим механизмом трактора не предстояла, стоит быть внимательным и аккуратным. Конечно, в идеале, лучше доверить подобную работу специалистам, но можно попробовать сделать все самостоятельно, предварительно пересмотрев различные видео на тему предстоящей работы, и ознакомившись с материалами о регулировке клапанов Т-40. Тогда, даже весьма неопытный мастер, сможет разобрать свой трактор и выполнить необходимые настройки. Ведь такой ремонт не требует наличия специального оборудования или особых инструментов. Главное - строго следовать порядку действий при регулировке.
Автор статьи
ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик