Помогает справиться с нажатием ПГУ. Именно с его помощью водитель грузовика легко может нажимать на педаль сцепления, управляя габаритным транспортным средством.
Поломка пневмогидравлического усилителя ведёт к сложностям в процессе вождения большого нагруженного транспортного средства. Водитель не сможет с достаточной легкостью переключать передачи. При первых же признаках поломки следует выполнить ремонт ПГУ КАМАЗа, чтобы для автомобилиста не возникли неприятные неожиданности на дороге.
Рассмотрим, как быстро и правильно выполнить ремонт ПГУ КАМАЗа.
Сразу стоит отметить, что ремонт пневмогидравлического усилителя лучше всего проводить на специализированных станциях обслуживания автомобилей и грузовиков. Это гарантия того, что профессиональные мастера сделают всё корректно. С помощью необходимых инструментов и оборудования. В противном случае, при наличии незначительного опыта и непонимания устройства грузовика, можно привести систему к ещё большим неисправностям.
Если водитель обнаружил поломку во время дороги и посетить ближайший сервисный центр нет возможности, следует действовать по определенному алгоритму. Это гарантия того, что ремонт будет выполнен грамотно и корректно.
Ремонт ПГУ КАМАЗа включает следующие шаги:
- 1. Фиксируем корпус сзади тисками – так мы обеспечим абсолютную неподвижность элемента;
- 2. Выкручиваем все болты;
- 3. Убираем крышку подвода клапана воздуха;
- 4. Демонтируем клапан;
- 5. Убираем конструкцию спереди;
- 6. Убираем пружины мембранного вида;
- 7. Убираем диафрагму;
- 8. Убираем всё из задней части – для этого демонтируем поршни, кольцо;
- 9. Снимаем уплотнительную крышку для выпуска и клапана для перепуска;
- 10. Убираем тиски;
- 11. Убираем стопорное кольцо;
- 12. Убираем все конусы, седло с клапанного стержня и шайбы;
- 13. Снимаем уплотнительное кольцо;
- 14. Убираем манжету;
- 15. Все элементы, которые мы сняли, надо тщательным образом промыть. Для промывки берём бензин;
- 16. После промывки обдуваем элементы сжатым воздухом;
- 17. Находим дефекты со снятых запчастей. Восстанавливаем, если есть такая возможность. Заменяем неисправные и дефектные детали на новые;
- 18. Собираем в таком же алгоритме, только обратно.
Процесс разборки и сборки – дело достаточно алмазное. Требуется запоминать последовательность действий и также выполнять их в обратно, ничего не путая. Иначе могут возникнуть дополнительные неисправности.
После замены неисправных и дефектных частей на новые, следует этап настройки. Делаем полный ход толкателя на 250 мм. Для этого водителю необходимо нажать на педаль сцепления до самого конца и посмотреть на значения. Если показатель достиг нужных значений, значит ремонтные работы выполнены корректно. Если значение ниже установленной нормы в 2,5 см, значит следует проверить наличие гидравлической жидкости, а также произвести проверку воздушной системы.
Когда выполняется ремонт ПГУ КАМАЗа, есть некоторые нюансы, о которых надо знать.
Во-первых, стоит смотреть на уплотнительные элементы системы. Если отсутствуют разбухания, трещины – значит всё хорошо. Если материал потерял свою эластичность, то уплотнительный элемент меняем на новый.
Во-вторых, надо изучить цилиндры. Убедиться, чтобы был нужный зазор внутри. Запчасти были без вмятин и трещин.
Этим занимаются профессиональные мастера. Как минимум, делается вдвоём, т.к. процесс включает важные этапы, влияющие на работоспособность системы.
Алгоритм следующий:
- 1. Тщательно произвести очистку всей системы от загрязнений, жирных пятен, смазки;
- 2. Включить специальный шланг на клапан;
- 3. Вторую часть шланга опустить в емкость с рабочей жидкостью;
- 4. Резко нажать педаль сцепления до самого конца 3-4 раза;
- 5. На последнем нажатии зафиксировать ногу;
- 6. В отжатом сцеплении прокрутить перепускной клапана;
- 7. Гидравлическая жидкость внутри ПГУ будет вытекать в емкость;
- 8. Становится понятно, есть ли воздух во всей системе – это показывает наличие или отсутствие пузырьков;
- 9. Прокачивается пневмогидравлический усилитель до момента, когда не будет ни одного пузырька в системе;
- 10. Фиксируем перепускной клапан;
- 11. Убирается шланг;
- 12. Фиксируется колпачок из резины;
- 13. Заливаем рабочую жидкость до уровня более 40 мм от края.
На этом процесс прокачки ПГУ КАМАЗа завершается.
Отдельные профессионалы по ремонту грузовиков и ПГУ прокачивают сцепление КАМАЗа без емкости. Применяют для этого стандартный насос. Другие мастера – берут емкости из стекла. Возможен и тот, и иной вариант. Главное проводить работу последовательно и корректно.
Перед тем, как приступать к ремонту и восстановлению корректной работы ПГУ, следует понять, точно ли находится проблема именно в ПГУ. Вполне возможно, что поломка произошла в другой части автомобиля.
Понять, что неисправен конкретно этот элемент, можно по характерным признакам. Как правило, это видно по следующим особенностям:
Особенность работы | Описание |
Некорректное функционирование системы | Водитель во время движения на машине, либо в процессе переключения передачи, чувствует, что авто словно запаздывает в своих действиях. Например, когда автомобилист сильно давит на педаль сцепления, а затем педаль резко идет легко до самого конца. Корректно работающий механизм показывает стабильную работу и одинаковую силу нажатия на педаль по всему диапазону. |
Сложность нажатия педали | Для реагирования педали сцепления водитель сильно нажимает на неё. Нормальная работа – когда педаль нажимает легко |
Появилось заклинивание или закусывание сцепления | Кажется, что появился клин тросика. На самом деле, это может свидетельствовать о клине педали сцепления. |
Если водитель обнаружил хотя бы один характерный признак, надо сразу же проводить диагностику КАМАЗа в области пневмогидравлического привода. Ездить на неисправном грузовике, когда некорректно работает педаль сцепления – опасно.
Поломка ПГУ КАМАЗа может случиться по ряду причин. Это может быть как некорректное использование пневмогидравлического устройства, так и «закрытие глаз» на поломку. В том числе, банальное окончание ресурса элемента. Так как сцепление является органом в автомобиле, которое используется постоянно, то окончание ресурса является вполне логичным и естественным. Особенно, в таких транспортных средствах, как массивные грузовики КАМАЗ.
ПГУ может повреждаться по следующим причинам:
- Водитель сильно выжимает акселератор;
- Водитель бросает или не отжимает до конца сцепление;
- Водитель «палит» сцепление во время эксплуатации.
Если посмотреть на техническую сторону поломки пневмогидравлического усилителя, то они бывают следующие:
- Кольцо из резины или манжета постепенно увеличиваются в размерах. Это приводит к заклиниванию ПГУ. Если элемент клинит вместо того, чтобы постоянно работать, то вся система автомобиля будет тормозить, работать не совсем корректно;
- Впускной клапан имеет дефекты, выдает малый объем сжатого воздуха. Потоки воздуха формируют нужный уровень давления. Если такого давления нет, то происходит сбой в работе;
- Воздух в гидравлическом приводе нарушает циркуляционное функционирование системы. Водителю может казаться, что присутствует слишком много воздуха в системе, так как педаль сцепления будет проседать.
Все эти причины вместе или по-отдельности могут постепенно привести к тому, что ПГУ рано или поздно выйдет из строя.
В конструкции ПГУ применяется 2 вида металла. Первый – алюминий, который находится спереди. Второй – чугун, который располагается сзади устройства. Между двумя металлами находится прокладка, которая одновременно соединяет конструкцию и выполняет функцию уплотнения. Повышает герметичность всей системы.
Корректная работа всех частей и элементов обеспечивает исправность самого ПГУ.
Сцепление в обычном легковом транспортном средстве заметно отличается от грузового. В легковой машине неисправное сцепление часто заменяется, так как в большинстве случаев оно перегорает, летит корзинка или клинит тросик. Грузовое сцепление более продуманное и тяжелее по своей конструкции. Сломать его сложнее, чем в обычной легковой машине. При этом, ПГУ значительно облегчает процесс выжимания акселератора. Включает систему слежения – специальный механизм, который передаёт данные центральному блоку электроники. Начальное положение педали сцепления достаточно жесткое. Система слежения позволяет передать импульс нажатия. Затем процесс выжимания значительно облегчается для водителя.
Всё это позволяет корректно функционировать грузовику.
Работа ПГУ тесно связана с гидравлической жидкостью – это база системы. Перемещается между узлами. Делает это под давлением, формируя нужный крутящий момент. Располагается в главном цилиндре. Он же заставляет функционировать поршни. Когда снизится давление элемента, то происходит возврат в первое положение. При нужном давлении происходит толчок. Когда давление низкое – занимает низкое положение. Без этого система КАМАЗа работать не будет.
Чтобы пневмогидравлический усилитель работал всегда исправно, следует выполнять своевременное обслуживание. Не стоит дожидаться неисправностей устройства.
Обслуживание достаточно легко и включает 4 шага:
- 1. Визуальный осмотр на утечки воздуха и гидравлической жидкости;
- 2. Фиксируем болты;
- 3. Корректировка свободного хода;
- 4. Доливается гидравлическая жидкость.
На этом обслуживание закончено.
Своевременно ремонтируйте ПГУ КАМАЗа, корректно делайте прокачку ПГУ – всё это увеличит срок эксплуатации как самой системы, так и обеспечит безопасность водителя во время управления грузовиком КАМАЗ.
Удачи в дороге!
Автор статьи
ООО «Комтранс» - профайл Автора.ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик