WhatsApp



Для большинства владельцев грузовиков замена шкворней является одной из самых больших сложностей в процессе эксплуатации автомобиля. Конструкция шкворней в большинстве своем остается неизменной для грузовиков разных марок или разных модельных рядов среди грузовиков одной марки, но именно замена данного элемента доставляет владельцам автомобилей КАМАЗ особую головную боль. Рулевая система любой машины постоянно подвергается большим нагрузкам, что в свою очередь ведёт к её постепенному износу и выходу из строя. Ставит автомобилиста перед фактом постоянного обслуживания и ремонта.


В каких случаях надо заменить шкворень

Шкворень стоит поменять, если наблюдается ситуация, когда колеса КАМАЗа показывают нестабильную работу в процессе движения. Когда наблюдается постукивание.

Первыми сигналами о неисправности шкворня, являются:

  • разный износ протекторов;
  • повышение сложности поворота;
  • несвойственная для рулевого колеса вибрации;
  • поскрипывание в момент увеличения скорости;
  • глухой звук;
  • появление люфта.


При обнаружении одного или нескольких из факторов надо незамедлительно и срочно обратиться в сервисный центр или ремонтную мастерскую. Очень часто неисправности возникают при отсутствии своевременного технического обслуживания и связан с износом втулок, выполненных из бронзы.


Совет по покупке

Лучше всего производить ремонт в авторизованном сервисном центре или же в мастерской, которой вы доверяете. Зачастую подходящие запчасти можно приобрести по приемлемой цене в том же месте, где будет производиться ремонт вашей машины или приобрести самостоятельно, оплатив только услуги мастера, однако необходимо заранее уточнить стоимость комплектующих по рынку.

Цена работ может варьироваться в зависимости от области и фактической сложности работы. Если же вы хотите всё сделать сами, то перед выполнением каких-либо манипуляций вам надо ознакомиться с компонентами ТС. Удостовериться в наличии необходимых инструментов.


Как всё работает

Механизм работы шкворня заключается в соединении кулака и колесной балки спереди. Шкворень предназначен для обеспечения безопасности. По своей сути шкворень является стальным стержнем с повышенным уровнем прочности.

В длину стержень 23,2 см и имеет диаметр – 4,5 см. В шкворне есть паз, который совпадает с отверстием кулака. Эта конструкция соединяется клином. Данная конструкция нужна чтобы не допустить осевое смещение. Кулак может легко двигаться по стержневой в балке.

В проушинах расположены втулки из бронзы, что способствует снижению силы трения и предотвращает ранний выход из эксплуатации различных элементов.

Внешний вид шкворня

Верхняя крышка имеет клапан для смазки. Шприцевать шкворни надо постоянно. Пренебрежение данным правилом может привести к поломке и быстрому выходу из эксплуатации.


Подготовка

Прежде чем приступать к основным операциям, следует провести ряд предварительных действий.


Предварительные действия

Перед заменой надо обеспечить безопасное положение кабины. Зафиксировать её, после чего удалить колесо вместе с суппортом.

КАМАЗ с откинутой кабиной


Убираем крышки

Когда кабина будет надежно зафиксирована необходимо открутить верхнюю и нижнюю пылезащитные крышки. Для упрощения данного процесса необходимо постучать молотком по шляпам болтов. Данная процедура поможет избежать залома болтов и убрать лишнюю ржавчину.


Удаление стопорного клина

Следующим шагом является устранение клина он расположен в проушине кулака. Для его удаления требуется отвинтить фиксирующую гайку и попытаться подвинуть деталь.

Очень частой проблемой на данном этапе является закипание клина. Это связано с естественной диффузии металла. Для этого надо демонтировать его сильным ударом или прибегнуть к дополнительным инструментам (например перфоратор или строительный пистолет). В случае использования перфоратора необходимо просверлить отверстие диаметром 8 миллиметров и глубиной примерно две третьих от длинны запчасти, а затем снова попробовать выбить клин резким движением кувалды.


Снятие шкворня

Наконец мы добрались до самого шкворня, обычно для снятия детали используют специальный инструмент (съемник), но если такого под рукой не оказалось, то необходимо снять балку и выдавить шкворень с использованием гидравлического пресса или же нагреть до красна балку и дать остыть до комнатной температуры естественным путем.

Проушина балки расширяется при высокой температуре. Так выдавить устройство гораздо легче. При нагреве шкворня нужно быть крайне осторожным и постараться не нагреть детали, которые расположены рядом, так как вы можете просто их испортить. Для охлаждения можно использовать жидкий азот.


Что такое съемник и как им пользоваться

Съемник состоит из 2-х плит, крепко соединённых при помощи стальных прутьев. В одной из плит находится отверстие. Эту плиту кладем на кулак (отверстие должно соединяться с местом под посадку). На оставшуюся плиту ставится домкрат. Затем выдавливается деталь.

Фото съемника


Установка нового шкворня

Установка на место осуществляется с точностью до наоборот.

Перед установкой запчасти смазываются смазкой. Затем крепятся шайбы, предназначенные для регулировки степени биения. Надо брать во внимание, что зазор должен быть максимум 0,2 миллиметра. Во избежание поворота втулки её засаживают разверткой.

Подшипник фиксируют снизу кулака в предназначенном для этого месте. Стоит отметить, что прорезь на торце должна оказаться сверху. Когда запчасть встала в положенную зону, надо закрепить клин. Использовать для этого гайку и отрегулировать уровень свободного хода.


Запрессовка

Запрессовка осуществляется домкратом или кувалдой. Шайбы устанавливаются между балкой и проушиной сверху. Также стоит отметить, что при смене шкворней надо заменить втулки.
Зачастую они находятся вместе с шайбами для регулировки.


Установка втулок

Ставить втулки надо аккуратно, обязательно проследив чтобы отверстие на втулке сошлось с масленкой. Это нужно для дальнейшей беспроблемной смазки деталей.


Заключение

Замена шкворней производится в срочном порядке, когда найден люфт между составными компонентами балки. Сам процесс хоть довольно кропотливый и сложный, но, если подойти к делу со всей ответственностью изучив все нюансы заранее является вполне осуществимым действием. Замену можно осуществить самостоятельно как с помощью приспособлений, так и обойтись подручными средствами.


Автор статьи

Механик  ООО «Комтранс» ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
ООО «Комтранс» - профайл Автора.
ЗАВАРУЕВ АНТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
Главный механик